Очередной Gastreet позади, эмоции почти улеглись, поэтому можно переходить к пользе. Делимся своим топом полезного и интересного на основе выступлений спикеров.
Интересная статистика по отрасли: На Gastreet в 2024 году приехало около 5 000 рестораторов со всей страны, от крупных сетей до маленьких бургерных и кофеен. В России на сегодняшний день работает около 326 000 точек общественного питания, наблюдается тенденция по росту выручки и среднего чека. Самая лучшая "возвращаемость" клиентов в ресторанах Краснодарского края: больше 20% клиентов посещают заведение повторно в течение года.
Самые щедрые гости, с точки зрения чаевых, в Тюменской области и Пермском крае, самые экономные – в Санкт-Петербурге. Среднестатистическая семья в России на ресторанный бизнес (все виды) тратит в месяц около 4,5% от дохода, для сравнения в Швейцарии - 11,9%, а в Казахстане - 1,9%. В 2025 году в России ожидается рост до 5,3%.
Если вы планируете масштабироваться, обязательно проверьте готовность процессов, команды, финансов, морального состояния, временных и других ресурсов. Подумайте, каким образом вы хотите масштабировать бизнес: можно двигаться самим или начать продавать франшизу. Оба пути имеют свои плюсы и минусы, выбирать нужно индивидуально.
Большой тренд на русскую кухню и кухню народов России.
Рестораторам и гостям надоели иностранные концепции. Все больше людей предпочитают локальную кухню и продукты. Это и влияние внешних обстоятельств, и этап насыщения кухней иностранной. Когда работаешь с трендами, важно смотреть в повестку. Сейчас момент, когда у людей много неопределённости, и мы находим опору в своем родном и исконном.
При открытии границ эта тенденция сохранится и будет работать на туризм. Плюс в мире присутствует тренд на русское, несмотря на официальную отмену.
Нехватка персонала, кадровый голод во всех регионах. Как адаптироваться? В долгосрочной перспективе работать с корпоративной культурой, со средой, помогать развиваться, создавать атмосферу внутри. Создавать корпоративную культуру, фиксировать и доносить ценности, чтобы все смыслы понимал каждый член команды, общаться, уделять время сотрудникам. Также не забывать про финансовую мотивацию. Она может быть как в виде выплат, так и обучений, корпоративных мероприятий. Можно вести не только учет выданных деньгами средств, но и показывать сотруднику сколько потрачено на его обучения, подарки, мероприятия и т. д.
Если возник «пожар» с персоналом, который нужно решать прямо сейчас. Экстренно пересмотреть меню, оставить только хиты, на которые ходят гости, посчитать производительность каждого повара, оптимизировать процессы, убрать то, что долго готовится.
Системы лояльности. У многих рестораторов хорошо работают системы лояльности с кешбэком за покупки внутри сети, также эта система - постоянный источник информации обо всех гостях, которую можно дальше использовать. Есть альтернативные варианты, например, создавать закрытое общество в Telegram, общаться с гостями там и давать разные «плюшки» внутри сообщества.
Привлечение клиентов – это совокупность различных инструментов: PR, соцсети, классический маркетинг. Но прежде всего важно сформировать свое Уникальное Торговое Предложение. Нужно взять особенности заведения: вид, локацию, атмосферу, сервис, продукты и на стыке этих факторов собрать предложение, которого нет больше ни у кого. Это отстроит вас от конкурентов и поможет гостям запомнить вас. Отлично работает сарафанный маркетинг. Для этого важно делать «говорящий продукт», создавать атрибуты бренда, прорабатывать точки контакта. Чтобы вашим гостям хотелось рассказывать о том, как они к вам приходили. Сегодня высокий спрос на формирование эмоций и впечатлений, чтобы "почувствовать себя живым". Это тоже можно использовать в креативе.
С чего начинается открытие ресторана. Два варианта: находится помещение под которое создается концепция, либо придумывается концепция, под которую ищется помещение. Оба пути правильные. При разработке концепции нужно учитывать, разбираешься ли ты сам в этой теме или в команде есть другой эксперт. Можно смотреть те идеи заведений, которых еще нет в России, и временно получать монополию, пока не появились конкуренты.
Топ-советы начинающим рестораторам:
- Делать с удовольствием, вкладывать всего себя;
- Внимание к каждой детали, к каждому гостю, делать на любви, как для себя, как для своих друзей;
- Прокачивать свой эмоциональный интеллект, быть эмпатом, любить людей, понимать свою аудиторию;
- Насмотренность через путешествия, гастрономию, книги и т. д. Чтобы создавать что-то новое - нужно иметь хорошую насмотренность в разных сферах;
- Прокачивать личный бренд, так как люди часто идут на имя;
- Рассмотреть вариант поработать по франшизе под управлением хорошего бренда, чтобы набраться опыта, а потом уже идти в свободное плавание;
- Но для суперкреативных можно и нужно создавать свое, но стараться придумать новое, чтобы идти не в красный, а голубой океан, например, вдохновляться концепциями в других странах;
Неважно, планируете вы развивать свою сеть или открывать первое заведение – лизинговая компания Аренза всегда готова помочь с финансированием. Оставляйте заявку на сайте Arenza.ru и наш менеджер с вами свяжется.